29 июня. Воскресенье, г. Псков

Проснулся я рано, часов в 5. Вспомнил – ровно неделю назад началась война. Сегодня воскресенье, 29 июня. Побродил по двору, в кузове одной из машин нашел несколько винтовочных патрон и сунул их в карман. Разбудил Санина, и решили идти сначала на вокзал. Туда, оказывается, можно доехать на трамвае.

Лет тридцать спустя был я и командировке в Псковской воздушно-десантной дивизии. В свободное время пытался найти в Пскове бывшую комендатуру, но не смог. И никто из военных не мог подсказать. Еще лет через 10, будучи на экскурсии по Псковскому краю, облачил всю центральную часть города, но бывшей комендатуры не нашел.

На вокзале встретили несколько краснофлотцев, возвращающихся из отпусков в свои части. Узнали, что поезд на Ленинград будет в 22.45 и что надо пропуск от коменданта. Пошли снова в комендатуру. Дежурный по гарнизону нас узнал и сказал, что надо идти к коменданту. В приемную к коменданту большая очередь. Большинство командиров. Нас, конечно, часовой не пустил. Санин сбегал к дежурному по гарнизону, и тот провел нас в приемную. Там тоже полно народу, а к коменданту пускают по одному. Подождали мы с полчаса, народу не убывает, даже, похоже, становится еще больше, хотя часовому было приказано: «Младше полковника не впускать!»

Потом мы заметили, что какой-то морской старший политрук разговаривает с секретарем об отправке восьми краснофлотцев в Ленинград. Санин поговорил с ним, и он прибавил в список нас двоих. Секретарь выписал литер. Все в порядке. Договорились с политруком встретиться у вокзала в 17 часов. Во дворе комендатуры встретили несколько краснофлотцев с фронта. Кто в чем, но у каждого винтовка, патронташ, гранаты, противогаз. А у нас вид отпускников. Не солидно.

Санин решил достать винтовку, патроны, гранаты и прочее снаряжение. Дежурный по гарнизону ему сказал, что, если он достанет винтовку, то патроны он ему выдаст Санин попросил у одного из вооруженных краснофлотцев винтовку, сходил к дежурному, получил у него два подсумка с патронами, а винтовку отдал хозяину.

Теперь пошли искать винтовку. Спрашивали на всех машинах, но лишней ни у кого не было, а может быть (и это, пожалуй, вернее), просто не хотели давать. Санин мог бы сходить в госпиталь и там у своих ребят попросить, но до госпиталя далеко идти.

Решили сходить на вокзал. По дороге – воздушная тревога! На углу милиционер велел остановиться. Там уже стояло человек 20. Санин заявил милиционеру, что собираться большими группами нельзя и пошел на другую сторону улицы. Я – за ним. Постояли минуты две и потихоньку улизнули. Немного прошли, и опять милиционер велел войти во двор. Осмотрели мы двор, нашли способ выбраться из него на соседнюю улицу и пошли дальше.

Над городом ясно слышен гул моторов и видны разрывы зенитных снарядов. «Юнкерc», резко меняя курс, уходит от города. Где-то за крышами домов взревели моторы наших ястребков. Вот две машины выскочили из-за крыш и ринулись за «юнкерсом». Вскоре они скрылись из виду.

Я здорово хочу есть, Санин не меньше. У меня еще есть 15 рублей. Санин предложил зайти в ресторан. Заказали лапшу с котлетой Санину, а мне почему-то курицу с картошкой. Пока ждали заказа, прошло больше часа. Санин даже несколько раз кричал: «На камбузе, полундра!» В кусочке курицы нашелся маленький кусочек мяса. Санин взял кружку пива, а я отказался. Купили Санину две пачки папирос и на выход. Проели все 15 рублей! А толку – чуть- чуть. Все равно есть хочется. В любой бакалее мы могли бы на 10 рублей насытиться. Чем мы тогда думали – не знаю.

Вышли из ресторана, смотрим – стоит легковая машина, пустая, а рядом другая, но с шофером. Разговорились с шофером. Спросили: не боится ли он нападения. Отвечает, что есть гранаты и винтовка. А потом спросил нас, как обращаться с гранатой, но, когда Санин попросил, чтобы он достал ее, сказал, что далеко лежит. Чувствовал, что дай нам в руки гранату, он ее лишится. Еще немного поговорили и пошли к вокзалу. По дороге Санин сетовал, что не будь шофера во второй машине, можно было бы на одной машине махнуть в Таллин или в Ораниенбаум. Я хотел спросить его: почему же тогда бросили вчера грузовик, в котором был убит шофер, – но промолчал.

До отхода поезда еще 8 часов. Как медленно тянется время. У вокзала полно народу. Много латышей, которые все с винтовками. Отходит какой-то эшелон, загруженный машинами, людьми. В ларьке купили с Саниным 400 г галет, 500 г конфет и пошли кипяток пить. Это оказалось куда сытнее, чем в ресторане, и истратили всего 5 рублей.

В 5 часов опять тревога. Самолетов штук 5. Один быстро сбили зенитным огнем, второй, пытавшийся подойти к вокзалу на небольшой высоте, сбил из винтовки какой-то краснофлотец. Было видно, как трассирующая пуля попала в правый мотор. Взрыв и конец. Два других самолета посадили истребители. Один сел в полукилометре от вокзала. Его оцепили военные и милиционеры, но мы все же увидели: на крыльях самолета красные звезды. 5 летчиков сдались. Второй самолет все старался подойти к железнодорожной линии. Только он направится к ней, ястребок по нему очередь. Он отойдет и снова подбирается к дороге. Ястребок снова отгоняет его. Наконец заставили сесть.

На вокзале встретили несколько краснофлотцев из Либавы. Все вооружены. Как они похожи на революционных матросов 17-20-х годов: запыленные распахнутые бушлаты, из карманов которых торчат ручки гранат, перетянуты патронташами и пулеметными лентами, заломленные на затылок бескозырки, пыльные ботинки и брюки. Только на бляхе ремня не орел, а якорь со звездой, на бескозырке не орел, а звездочка, винтовки нового образца, кое у кого и полуавтоматические. Подошли три машины с краснофлотцами. Хотели ехать с ними, но они едут в Таллин.

В 6 часов я встал в очередь у кассы. В 8 часов политрук передал мне литер. Передо мной человек 6, сзади – человек 15. Какой-то полный штатский, прочитав, что написано у меня на ленте бескозырки, спросил с удивлением: – «А как сюда спецшкола попала?» – «Длинная история», ответил я. В 10 часов открыли кассу. Пришел Санин. Он ходил в госпиталь за винтовкой и гранатами. Я отдал ему литер, и он полез без очереди. И хорошо сделал, т.к. подошли откуда-то несколько майоров и тоже полезли без очереди. Ганин здорово разругался с каким-то старшим лейтенантом, который тоже лез без очереди. У Санина был грозный вид: бескозырка на затылке, бушлат перетянут патронташами и подсумками, из карманов торчат гранаты, прикладом винтовки стучит по полу…

Билеты достал. Вскоре пришел эшелон. Он полон мобилизованными. Начальник эшелона говорит, что эшелон идет не в Ленинград, а другие – в Ленинград. Мы все же решили сесть и кое-как влезли. Первым делом поругались из-за мест Наши говорят, что трое суток не спали, а мобилизованные, что двенадцать. Потом помирились.

Проехали с полчаса и встали. Из окон видно, как два наших «ястребка» гонятся за «юнкерсом». Тот, по-видимому, хочет разрушить перед нами путь или долбануть наш состав. Очевидно, он очень спешит и, не долетая до нас, бросает две бомбы, которые упали у полотна железной дороги. Зазвенели порванные провода. Затем «Юнкерc» резко разворачивается вправо, быстро снижается и уходит в сторону. Несколько раз мы видим его, когда он появляется на фоне неба над лесом. Наконец он исчез. Так как уже начало смеркаться, то «ястребки», на фоне темного леса, его не видели.

Проехала вперед дрезина исправлять связь. Наш паровоз почему-то отцепили, и он ушел вперед. Был отдан приказ: «При приближении самолета открывать огонь!» Стоим уже час. Я прохаживаюсь по шпалам вдоль вагона. Вдруг впереди выстрел. Кто-то крикнул: «Все вооруженные вперед!» Это возвращалась дрезина.

Я влез в вагон. Мобилизованным выдавали по 4 селедки и по полбуханки хлеба. Получили и мы немного. С селедкой, да еще в темноте и тесноте, я не привык возиться. Так что, поглодав ее и больше измазавшись, выкинул в окно. Половину хлеба съел, другую сунул в карман. Одно место оказалось свободным, и я поспешил его занять. Проспал часа три. Не знаю, то ли не нашелся хозяин этого места, то ли он смиловался надо мной, но проспал я спокойно.